Arms
 
развернуть
 
672002, г. Чита, ул. Ленинградская, д. 100
Тел.: (3022) 31-60-40
2vovs.cht@sudrf.ru vsovs@mail.ru
показать на карте
672002, г. Чита, ул. Ленинградская, д. 100Тел.: (3022) 31-60-402vovs.cht@sudrf.ru vsovs@mail.ru
ОФИЦИАЛЬНАЯ НОВОСТНАЯ ЛЕНТА СУДА И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ГАРНИЗОННЫХ ВОЕННЫХ СУДОВ:
 
 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

672002, г. Чита,

ул. Ленинградская, д. 100

Тел.: (3022) 31-60-40

2vovs.cht@sudrf.ru vsovs@mail.ru

 

Постоянное судебное присутствие:

630117, г. Новосибирск,

ул. Арбузова, д. 14

тел.: (383) 306-32-00

ВРЕМЯ РАБОТЫ СУДА

(г.Чита)

Понедельник - четверг:

08.15 - 17.15 

Пятница: 

08.15 - 16.00 

Обеденный перерыв:

13.00 - 13.45 

Выходные дни:

суббота, воскресенье


ВРЕМЯ РАБОТЫ

Постоянного судебного присутствия (г. Новосибирск)

Понедельник: 

08.00 - 17.00 

Вторник - четверг: 

08.00 - 16.30

Пятница:

08.00 - 16.00 

Обеденный перерыв: 

12.00 - 12.30 

Выходные дни: 

суббота, воскресенье

ПРИЁМ ГРАЖДАН:

ПРИЁМНАЯ (г.Чита)

Каб. 102, тел. (3022) 36-33-66

Ежедневно (кроме выходных и праздничных дней) в течении всего рабочего дня


ПРИЁМНАЯ (г.Новосибирск)

Каб. 105, тел. (383) 306-31-70

Ежедневно (кроме выходных и праздничных дней) в течении всего рабочего дня

ПРЕСС-СЛУЖБА
Новость от 12.02.2016
Основные новеллы, внесённые Кодексом административного судопроизводства РФ, на которые следует обратить внимание гражданам, проходящим военную службу, в случае обращения их в суд за защитой нарушений прав, связанных с прохождением военной службыверсия для печати


Выступление.

Основные новеллы, внесённые Кодексом административного судопроизводства РФ, на которые следует обратить внимание  гражданам, проходящим военную службу, в случае обращения их в суд за защитой нарушенных прав, связанных с прохождением военной службы.

 

Принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – Кодекс административного судопроизводства РФ, Кодекс, КАС РФ) явилось важнейшим этапом реализации основных положений Конституции Российской Федерации по осуществлению судебной власти.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации, судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом административное судопроизводство предполагает процессуальный порядок разрешения дел, вытекающих из публичных правоотношений.

На законодательном уровне порядок осуществления административного судопроизводства ранее должным образом урегулирован не был. Существовали лишь отдельные главы в Гражданском процессуальном кодексе РФ (далее – ГПК РФ), которые требовали совершенствования.

В частности, порядок разрешения заявлений граждан об оспаривании действий должностных лиц, что характерно для административно-властных отношений между военнослужащими и воинскими должностными лицами (органами военного управления), был определен положениями главы 25 ГПК РФ, при этом основной порядок процессуальных действий при разрешении гражданских дел данной категории определялся общими нормами ГПК РФ.

На VIII съезде судей Российской Федерации в декабре 2012 года Президентом Российской Федерации Путиным В.В. была поставлена задача завершить работу по организации осуществления административного судопроизводства.

Такая работа была завершена принятием Кодекса административного судопроизводства РФ, который Федеральным законом от 8 марта 2015 года № 22-ФЗ был введён в действие с 15 сентября 2015 года. С этой же даты Федеральным законом от 8 марта 2015 года № 23-ФЗ признаны утратившими силу ранее действовавшие положения ГПК РФ, регламентировавшие порядок производства по гражданским делам, вытекающим из публичных правоотношений (в том числе и глава 25 ГПК РФ).

Поскольку КАС РФ определяет порядок разрешения различных, в том числе неподсудных военным судам дел (например, связанных с защитой избирательных прав граждан, определением кадастровой стоимости, административным надзором за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы и другим), далее более подробно следует остановиться на вопросах порядка разрешения дел, связанных с защитой прав граждан в период прохождения ими военной службы.

Что же изменилось с момента введение в действие КАС РФ для граждан – военнослужащих (бывших военнослужащих в период прохождения ими военной службы), и на что им следует обратить внимание при обращении в суд за судебной защитой нарушенных прав и разрешении этих обращений.

Прежде всего, следует отметить, что подсудность дел такой категории, которые являются административными делами, Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации»  по-прежнему отнесена к военным судам (ст. 7).

С введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ изменились наименования сторон, участвующих в деле, а также наименование и содержание подаваемого в суд заявления, которое теперь именуется административным исковым заявлением (ст. 124 КАС РФ).

Военнослужащий, обратившийся в суд с административным исковым заявлением о защите своих прав и свобод, является административным истцом (ранее это был заявитель), а должностное лицо (орган военного управления), действия либо бездействие которого оспариваются, является административным ответчиком (ст. 38 КАС РФ).

Как и ГПК РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ содержит общие и специальные положения, регламентирующие процессуальный порядок рассмотрения различных категорий дел. Так, производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, помимо общих положений, регулируется главой 22 КАС РФ.

 С учётом этих особенностей, в сравнении с нормами ГПК РФ, изменилась форма и содержание заявления, подаваемого в суд гражданами по делам данной категории (ст. 125, 220 КАС РФ). В административном исковом заявлении теперь указываются административные истец и ответчик, их местонахождение, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя (при  намерении вести дело через представителя), сведения о наличии высшего юридического образования у представителя (чч. 1,3 ст. 55 КАС РФ). Наличие высшего юридического образования у представителя является новеллой данного Кодекса и должно подтверждаться документально. В остальном перечень требований, предъявляемых к административному исковому заявлению и прилагаемым к нему документам, претерпел незначительные изменения и подробно изложен в статьях 125, 126 и 220 КАС РФ.

Применительно к разрешению спорных вопросов прохождения военной службы КАС РФ ограничил случаи участия прокурора в административном деле. Например, военный прокурор не имеет права обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов прав военнослужащего (бывшего военнослужащего), обратившегося с соответствующим заявлением в органы военной прокуратуры, если не докажет, что этот военнослужащий (бывший военнослужащий) по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (ч. 1 ст. 39 КАС РФ). Ранее, когда дела такой категории рассматривались по правилам ГПК РФ, возможность обращения прокурора в суд с заявлением о защите нарушенных прав военнослужащего  как гражданина, обратившегося к прокурору о защите нарушенных прав в сфере трудовых отношений (военнослужащие осуществляют своё право на труд посредством прохождения военной службы), была прямо предусмотрена ч. 1 ст. 45 ГПК РФ (редакция данной правовой нормы действует и в настоящее время, однако, не применяется к административно-властным правоотношениям, порядок разрешения споров по которым был определён главой 25 ГПК РФ, утратившей силу с 15 сентября 2015 года).

В отличие от соответствующих норм ГПК РФ по делам указанной категории вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда (в том числе об отказе в его принятии, оставлении без движения, возвращении при наличии безусловных для этого оснований при поступлении административного искового заявления) решается в течение трёх дней со дня поступления административного искового заявления в суд (ч.1 ст. 127 КАС РФ). Нормами ГПК РФ этот срок определён пятью днями.

Вместе с тем предусмотренное законом время рассмотрения этой категории дел в гарнизонном военном суде увеличилось с 10 дней до 1 месяца. Указанный срок по сложным административным делам может быть продлён председателем суда ещё на месяц (ч. 2 ст. 141, чч. 1, 3 ст. 226 КАС РФ).

КАС РФ сохранил предусмотренный в прежних нормах ГПК РФ трёхмесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав (ч. 1 ст. 219 КАС РФ). Следует знать, что указанный срок при наличии уважительных причин может быть восстановлен судом, однако его пропуск при отсутствии этому уважительных причин является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (чч. 7, 8 ст. 219 КАС РФ). При этом обязанность доказывания соблюдения сроков обращения в суд и факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возложена на лицо, обратившееся в суд. Обязанность же доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов при совершении оспариваемых действий (бездействия) возложена на соответствующие должностное лицо или орган (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

В случае признания оспариваемых действий (бездействия) должностного лица (органа) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, суд принимает решение об удовлетворении административного искового заявления (полностью или в части заявленных требований) и об обязанности административного ответчика устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствия к их осуществлению. В противном случае суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Новеллой Кодекса административного судопроизводства РФ является также требование об обязательности ведения аудио-протоколирования судебного заседания (отдельного процессуального действия) помимо составления протокола судебного заседания (отдельного процессуального действия)  в письменной форме (ст. 204 КАС РФ).

Ведение аудиозаписи судебного заседания дисциплинирует участников судебного разбирательства и позволяет излагать протокол судебного заседания максимально точно. Данное требование закона на практике в большинстве случаев позволяет сторонам избежать ненужной траты времени на подачу замечаний на протокол судебного заседания на допущенные в нём неточности и неполноту.

Тем не менее, участники разбирательства вправе ознакомиться с протоколом судебного заседания и записями на носителях информации (ч. 1 ст. 207 КАС РФ) и подать замечания на протокол (на допущенные в протоколе неточности и неполноту) в течение трёх дней со дня его подписания (ч. 2 ст. 207 КАС РФ). Следует отметить, что замечания на протокол, представленные по истечении этого срока, судом не рассматриваются и возвращаются представившему их лицу (ч. 3 ст. 207 КАС РФ).

Здесь необходимо обратить внимание читателей также на то обстоятельство, что протокол судебного заседания (отдельного процессуального действия) не является его стенограммой, а в силу ч. 1 ст. 205 КАС РФ должен отражать лишь все существенные сведения о разбирательстве дела или совершении отдельного процессуального действия.  

Правила производства в суде апелляционной и кассационной инстанций по отношению к предусмотренным ранее нормами ГПК РФ правам граждан на этих стадиях судопроизводства по данной категории дел существенных изменений в КАС РФ не претерпели.

Подводя итог изложенному, следует прийти к выводу о том, что в целом каких-либо кардинальных изменений для граждан, помимо изложенных выше, с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ не произошло. Данный процессуальный закон имеет аналогичные по содержанию с Гражданским процессуальным кодексом РФ общие нормы для всех стадий судопроизводства и более тщательно определяет порядок разрешения различных категорий административных дел, в число которых входят и дела, связанные с порядком разрешения споров, вытекающих из военно-служебных отношений. Практика рассмотрения дел такой категории при применении КАС РФ нарабатывается. Вместе с тем каких-либо неразрешимых вопросов и проблем при применении КАС РФ с точки зрения соблюдения процессуальных прав граждан у судей не возникает.

 

   

Заместитель председателя

Восточно-Сибирского окружного

военного суда                                                                                                Ю. А. Гордиенко

опубликовано 12.02.2016 07:34 (МСК), изменено 12.02.2016 07:35 (МСК)
ОФИЦИАЛЬНАЯ НОВОСТНАЯ ЛЕНТА СУДА И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ГАРНИЗОННЫХ ВОЕННЫХ СУДОВ:
 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

672002, г. Чита,

ул. Ленинградская, д. 100

Тел.: (3022) 31-60-40

2vovs.cht@sudrf.ru vsovs@mail.ru

 

Постоянное судебное присутствие:

630117, г. Новосибирск,

ул. Арбузова, д. 14

тел.: (383) 306-32-00

ВРЕМЯ РАБОТЫ СУДА

(г.Чита)

Понедельник - четверг:

08.15 - 17.15 

Пятница: 

08.15 - 16.00 

Обеденный перерыв:

13.00 - 13.45 

Выходные дни:

суббота, воскресенье


ВРЕМЯ РАБОТЫ

Постоянного судебного присутствия (г. Новосибирск)

Понедельник: 

08.00 - 17.00 

Вторник - четверг: 

08.00 - 16.30

Пятница:

08.00 - 16.00 

Обеденный перерыв: 

12.00 - 12.30 

Выходные дни: 

суббота, воскресенье

ПРИЁМ ГРАЖДАН:

ПРИЁМНАЯ (г.Чита)

Каб. 102, тел. (3022) 36-33-66

Ежедневно (кроме выходных и праздничных дней) в течении всего рабочего дня


ПРИЁМНАЯ (г.Новосибирск)

Каб. 105, тел. (383) 306-31-70

Ежедневно (кроме выходных и праздничных дней) в течении всего рабочего дня